Учебный контент и особенности его подготовки
Психолого-педагогические аспекты
При подготовке учебного контента (интерактивные конспекты, мультимедиа презентации и т.п.) необходимо учитывать:
- общедидактические принципы подготовки учебных материалов;
- психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
- эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.
Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными образовательными информационными технологиями.
Важных психолого-педагогические аспекты разработки учебного контента и использования электронных образовательных ресурсов:
Необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника, а также качество представления учебного контента не оправдывает его ожиданий. Необходимо учитывать, что современные школьники живут в активной (агрессивной) информационной среде, в период гиперактивного технического прогресса. Большинство имеют неограниченный доступ к компьютерам, интернету, являются активными участниками сетевых сообществ.
Постановка учебной цели
Цели и задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала
Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства, памятки, опорные схемы и т.д.), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.
Подача учебного материала
Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых учебных задач. Важной задачей является корректное оформление порций учебного материала (слайд, кадр, страница конспекта и т.д.), выводимых на монитор или поверхность интерактивной доски.
Рекомендуемые форматы для разного типа информации
Тип информации |
Форма представления информации |
Общие понятия, определения и т.п. |
Заголовки, списки, текст в свободном виде |
Списки, последовательности, упорядоченные данные |
Нумерованные и ненумерованные (маркированные) списки, текст в виде колонок |
Физические объекты |
Рисунки и фотографии |
Информация, распределенная по территории (контакты, поездки, наблюдения и т.д.) |
Карты |
Идеи, концепции, гипотезы и т.п. |
Модели, диаграммы Венна, диаграммы мозговых штурмов |
Процессы, проекты, организация работ |
Блок-схемы, сетевой график, диаграмма Гантта, бизнес-процесс (work-flow) |
Организационные структуры |
Организационные схемы |
Точные цифровые данные |
Таблицы |
Количественные значения, объемы, соотношения на фиксированных шкалах |
Столбчатые диаграммы |
Изменения и тенденции во времени |
Линейные графики, объемные (площадные) графики |
Доли, части от целого |
Круговые диаграммы, диаграммы 100 % состава |
Реальные процессы и явления |
Аудио, видео фрагменты (ролики, клипы) |
Общая структура учебного контента
Начало (знакомство). Титульная страница (наименование образовательного учреждения, тема урока, фамилия, имя, отчество, учёная степень, звания и другие титулы учителя). Далее страница с содержанием или целями и задачами урока.
Основное содержание урока. Изложение нового материала, задания для фронтальной и самостоятельной работы, материал для повторения и т.д. Важно следить за тем, чтобы содержание страниц учебного контента обеспечивало достижение поставленных целей урока.
Завершение урока. Страницы, содержащие заключение (выводы), вопросы для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы, домашнее задание, полезные ссылки и т.д.
Общие рекомендации по оформлению страниц учебного контента
Параметр |
Рекомендации |
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Общие рекомендации по представлению информации на страницах учебного контента
Параметр |
Рекомендации | |
Содержание информации |
|
|
Расположение информации на странице |
|
|
Шрифты |
|
|
Способы выделения информации |
|
|
Объем информации |
|
|
Виды страниц учебного контента |
|
|
Общие рекомендации по оформлению графического материала страниц учебного контента
- сделайте изображения соответствующими той информации, которую вы хотите передать;
- сделайте графическую информацию простой (избегайте «экранных головоломок»);
- не делайте изображений, отвлекающих от содержания урока;
- используйте наиболее реалистичные и достоверные изображения (модели) реальных объектов, явлений, а также наиболее точные карты;
- используйте рисунки для упрощения восприятия информации («…лучше один раз увидеть…»).
- Общие рекомендации по оформлению диаграмм и графиков на страницах учебного контента:
- диаграммы и графики должны быть простыми и понятными, избегайте пересекающихся линий (пучков), стрелок и т.п.;
- ограничьте объем отображаемой информации, сложные диаграммы показывайте фрагментами на отдельных страницах;
- используйте встроенные надписи, поясняющие стадии или уровни диаграмм;
- избегайте использования сокращений, если они ясно не определены;
- выделяйте различные части диаграмм разными контурами, символами или цветом;
- различайте линии графика и линии страницы (линии страницы должны быть светлее и тоньше, чем те, которые несут количественную информацию на графике);
- сведите к минимуму применение на странице с графиком (диаграммой) вспомогательных (оформительских) меток и символов;
- поддерживайте единый стиль для диаграмм и графиков всего учебного контента;
- подбирайте сложность диаграмм в соответствии с уровнем подготовки учащихся.
Основные рекомендации для подготовки табличных данных
- сделайте таблицы простыми (большое количество информации мешает их пониманию);
- каждую колонку таблицы снабдите заголовком, позволяющим понять ее содержание;
- выравнивание текста в колонке лучше сделать «по левому краю»;
- выравнивание числовых данных в колонке лучше сделать «по центру» или «по правому краю»;
- будьте осторожны с использованием линий, избегайте выделения линиями всех колонок и строк таблицы (разделяйте линиями только нужные для привлечения внимания);
- выделите итоговые элементы (строки/колонки);
- избегайте использования таблиц с продолжением на следующих страницах;
- используйте для выделения цвет шрифта или фон ячейки;
- используйте рисунки и пиктограммы в качестве значений для повышения наглядности.
Оценка
В ходе работы с компьютером или у интерактивной доски школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «учитель – ученик».
При создании учебного контента нужно дополнительно учитывать специфические принципы использования образовательных информационных технологий:
- распределять материал на известные ступени и небольшие законченные части (порции учебного материала);
- указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала (анонс) и, не допуская существенных перерывов, приводить из него данные для возбуждения любознательности ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
- формировать и выстраивать материал таким образом, чтобы при изучении нового повторялся изученный.
Учебный контент с использованием интерактивных и мультимедиа технологий позволяет удобно и наглядно представить учебный материал. Применение даже самых простых графических средств (рисунки, схемы и т.п.) является чрезвычайно эффективным инструментом.

Типы организации учебного контента
Обратим внимание на два типа организации учебного контента: «со сценарием» и «интерактивный». Материал учебного контента «со сценарием» заранее спланирован и организован, предполагает изучение в заданной последовательности. Такой тип учебного контента – хороший способ организовать процесс представления информации на уроке. Материал можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить его наилучшее представление и усвоение. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.
Формы и место использования учебного контента на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
- при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать его наглядными средствами, особенно выгодно показывать динамику развития какого-либо процесса;
- при закреплении новой темы;
- для проверки знаний (компьютерное тестирование) – самопроверка и самореализация, стимул для обучения;
- для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам;
- при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов;
- при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану;
- средство эмоциональной разгрузки – во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами можно продемонстрировать видеозаставки экспериментов или мультфильмы.

К недостаткам можно отнести сложность изменения материала (при необходимости) в режиме «он-лайн» (в процессе доклада, урока и т.д.).
В «интерактивном» учебном контенте, дополнительно к описанным выше достоинствам, реализована возможность выбора, как способа изучения учебного материала, так и степени сложности и (или) подробности изложения материала. Важно отметить, что адаптация может происходить как автоматически (на основе данных об уровне подготовленности учащегося), так и в ручном режиме (самим учащимся или преподавателем). Данный тип позволяет индивидуализировать обучение, реализовать персональные «экскурсии» по учебному материалу и его изучение. Интерактивный учебный контент — это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.
Правилам создания учебного контента «со сценарием» посвящено множество публикаций и российские учителя последние 10 лет активно работают в средах, которые позволяют создавать учебный контент «со сценарием» (например, MS PowerPoint, Draw, Pages и др.). Поэтому остановимся на описании методики создания интерактивного учебного контента.
Учителю
- Интерактивные панели Interwrite
- Профессиональные панели xPower
- Интерактивный кульман
- Интерактивные доски и проекторы Interwrite
- Интерактивные столы
- Системы голосования Turning Technologies
- Документ камеры
- Робототехника
- Виртуальная реальность
- Потолочные системы электроснабжения
- Аксессуары
- Дошкольное и начальное образование
- Цифровые лаборатории
- Квадрокоптеры
- Школьные микроскопы
- Телескопы
- Робототехнический класс